Приветствую в очередной раз читателей моего уютненького бложика! Сегодня я представляю вам свой отзыв на книгу Алана Купера «Об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия».

“С чего вдруг сурового Java программиста понесло в область проектирования интерфейсов?” - спросите вы. “Это крайне важная область разработки ПО, т.к. конечный пользователь видит и оценивает ваш продукт прежде всего по ней, а не по вашим “замкам из слоновой кости” в виде back-end’ов” - отвечу я вам.

Вся эта история про интерес к данной области началась внезапно после случайно попавших на глаза докладов Константина Горского из Яндекса про дизайн интерфейсов.

Эти доклады не были наполнены стандартными словами и приёмами, которые мы слышим в каждой статье или докладе, но товарищ очень хорошо донёс идею, что хороший дизайн (будем его отождествлять с проектированием взаимодействия) должен начинаться задолго до появления первых макетов или прототипов. Мы должны хорошо узнать и представить пользователя нашего проекта, его привычки и предпочтения, должны дать ему удобный способ достижения его целей. И только тогда у нас есть шанс дать пользователю именно то, что он хочет. Этот подготовительный этап можно сравнить с этапом построения архитектуры в Software Engineering: накосячив тут, мы уже никакими «котятками и CSS3» на экране не удержим аудиторию в нашем продукте. Особенно если задачи продукта весьма серьёзны и аудитория весьма требовательна (то же банковское ПО). Вот именно эту идею и постулировал докладчик, которая намертво вцепилась мне в сознание. В конце одного из докладов был список литературы, с которым рекомендовалось ознакомиться для дальнейшего погружения в тему. Одной из них и была книга Алана Купера.

Эта книга – настоящее открытие для проектировщика взаимодействия. Многие говорят о ней, как о Библии в области UI (User Interface). И ,честно говоря, я даже не думал, что кто-то может настолько глубоко и детально (в книге более 600 страниц!) расписать такой объём работы, который нужно проделывать специалистам по UI. Все этапы весьма чётко расписаны. Как в последствии оказалось – данная книга была написана для стандартизации такого непростого процесса (создания UI) в одной из контор, где работал автор.

Достаточно посмотреть оглавление и вы увидите, что непосредственное детальное проектирование UI начинается только примерно в середине книги! Только представьте сейчас - сколько важных вещей вы (как, возможно, разработчик UI) скорее всего, пропускаете в своей повседневной работе! Цель этой книги –открыть вам глаза на полную картину всего происходящего.

Русскоязычное издание оригинала, к счастью, весьма приличного качества. Вы увидите много примеров UI и приёмов, которые стали успешными, из интерфейсов Apple, Microsoft, Adobe. Но не увидите почти ничего конкретно о проектировании интерфейсов для веба. Но это и не суть важно, ведь книга в первую очередь о том, как надо подходить к проектированию UI, а примеры – это всего лишь практические реализации данных подходов и общий опыт может быть с лёгкостью перенесён на любую платформу.

Но, как можно ожидать при таком скрупулёзном подходе, некоторые предложения автора весьма сложно технически реализуемы. Автор учит нас отходить от модели реализации интерфейса в область ментальных моделей пользователя. Простыми словами – проектировать UI должны те, кто заботится о пользователе, а не кто пишет код. И это может быть весьма технически нетривиально.

В общем, книга очень интересная и заставляет задуматься о многих вещах, благодаря которым именно ваш продукт может стать привлекательным для пользователя. Подходит не только специалистам по дизайну и UI, но и менеджерам, программистам, т.к. позволяет «взглянуть под другим углом» на устоявшиеся подходы в создании User-Friendly Software.